В России произошла путаница понятий: не нефть и газ – национальное достояние страны, КУЛЬТУРА – национальное достояние страны!
Отечественное кино в нашей стране практически исчезло. Доверие зрителя утрачено, прокат национального кино – минимальный. Фильмы снимаются к «великим датам» и к праздникам.Авторское, экспериментальное, детское кино по определению убыточно, но без них не может развиваться искусство кино.
Отечественное кино должно стать приоритетным по отношению к иностранному кино. Я уверен, произойдут глобальные изменения, и мы будем гордиться нашим кино, как и раньше.
Если цель государственной кинополитики – прокормить любимых продюсеров и режиссеров, прокатывать для галочки пятнадцать-двадцать фильмов в год, додушить киноотрасль, то БОГ ВАМ СУДЬЯ, господа!
В реформах, которые сейчас проводятся, нет стратегической идеи, нет комплексного подхода.
Политическая воля, целенаправленная государственная политика и конкретные законы смогут решить задачу возрождения национального кино.
Уважаемые коллеги – кинематографисты! В отрасли сложилась крайне тяжелая ситуация. Закрываются независимые студии, исчезают независимые продюсеры. Нельзя молчать.
Необходимо упразднить избирательное государственное финансирование компаний. Инструментом решения указанных задач является принятие НОВОГО ЗАКОНА о реформе национального кино.
В чем идея? В том, чтобы исключить кино из категории ПРОПАГАНДЫ и заявить о нем, как о КУЛЬТУРНОМ ДОСТОЯНИИ и НАЦИОНАЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ.
В чем стратегия? В комплексном подходе, который базируется на опыте таких стран, как США, Франция, Германия и т.д.
АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ МЕРЫ
1. Поручить Департаменту кинематографии Министерства культуры РФ регулировать репертуар кинотеатров, чтобы зрителю был доступен полный спектр картин. Один фильм НЕ может идти более чем на 70% экранов одновременно2. Обязать телеканалы, показывающие более 50 фильмов в год, вкладывать не менее 5% от оборота, а телеканалы, показывающие более 500 фильмов в год, вкладывать не менее 15% от оборота, – в отечественное кинопроизводство. Причем, обращаться они должны к независимым продюсерам, тем, кто не сотрудничает с телеканалами на постоянной основе
РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИНОТЕАТРОВ
3.Ввести новую систему распределение доходов производитель/кинотеатр. Сегодня это 50/50. Установить в первую неделю проката – 70/30, во вторую – 60/40, в третью – 50/50, в четвертую – 40/60, далее – 30/70. Это необходимо для увеличения продолжительности проката фильмов, чтобы зритель успел посмотреть фильмы, а прокатная компания и кинотеатр были в этом заинтересованы.4. КВОТИРОВАНИЕ для показов национального кино в размере не 30%, а 40%! Но в эти 40% на первом этапе должно входить европейское кино, поскольку российское кинопроизводство не обеспечит заполнение квоты. Европейское кино ближе по ментальности к российскому, чем американское.
5.Обязать мультиплексы (кинотеатры, более чем с 4-мя залами) иметь минимум один зал национального кино.
6. На первом этапе Министерству культуры РФ доплачивать 30% кинотеатрам в качестве компенсации за сниженные сборы с проката российских картин.
ПОДДЕРЖКА КИНОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
7.Разработать прозрачную, открытую систему грантов Министерства культуры РФ. Публикация списков комиссии с открытым голосованием, – ничто не должно быть инкогнито.8.Государственным банкам разработать льготную кредитную линию для кинопроизводственных компаний.
9.Обеспечить рекламную поддержку со стороны государственных медиаресурсов (где доля участия государства от 51%). На этапе реанимации отечественного кино – бесплатная реклама выходящих в кинотеатральный прокат фильмов! (Из телевизионных эфиров мы знаем, что «Газпром» является народным достоянием, следовательно, структура «Газпром-Медиа», в которую входят такие телеканалы как «НТВ» и «ТНТ», газеты и радиостанции, тоже является таковой, поэтому для нее не должно быть исключений.)
КИНООБРАЗОВАНИЕ
10.Ввести уроки кино в школах – по принципу уроков пения/ рисования, – с 5-х классов, факультативно. Помимо культурного киновоспитания, это обеспечит работой ветеранов кино, которые могли бы приходить в школы на мастер-классы. Сотня лучших фильмов, которые сейчас отбирают для просмотра в школах, – мера явно недостаточная, и быстро себя исчерпает.11.Дать новую жизнь библиотеками (особенно в регионах): наряду с книжным фондом создать фильмовой фонд, создать абонементную систему и цифровые мини залы для коллективного просмотра. Представлять весь спектр российских картин, включая современные фильмы.
ОБЩЕПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
12.Исполнительной власти решить проблемы пиратства. Разработать и привести в исполнение уголовно-правовые нормы в области нелегальных просмотров и скачиваний в сети Интернет. Обеспечить практику легального скачивания за небольшую оплату, обеспечить контроль за этим.13.Творческие киносоюзы превратить в профсоюзы, чтобы они защищали права отрасли, права начинающих кинематографистов и ветеранов кино.
14.Законодательно запретить чиновникам публично судить о фильмах, опираясь на свой личный вкус. Нельзя допускать «вкусовщины» людей, которые в нашем государстве имеют столь мощные рычаги влияния.
15.Сохранить за государством право размещения государственного заказа на производство фильмов любой тематики, но с переходом 100% прав на снятые фильмы государству. Тем не менее, сам по себе госзаказ не имеет НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К КИНОИНДУСТРИИ. Задача государства не в том, чтобы напрямую финансировать производство фильмов, а создать такие условия, чтобы кинопроизводство в нашей стране было РЕНТАБЕЛЬНЫМ.
Отдельное положение – поддержка экспериментального и детского кино:
- Разработать прозрачную систему грантов на экспериментальное и детское кино. Так как это «незащищенная» от свободного рынка, категория фильмов.
режиссер, продюсер,
академик кинопремии «Ника»
и зритель
Юрий Грымов
Как жить достойно? На этот вопрос вместе с А. П. Чеховым ответит наш фильм.
Премьера состоялась в 2017-м году!